Открытие салона красоты по франшизе,

Выгодно ли это?
Русяйкина Евгения отвечает на самые популярные вопросы о франшизе.
Чтобы раскрыть эту тему, давайте ответим сразу на первый вопрос – для кого нужна франшиза? Чем франчайзинг может быть полезен предпринимателю? И чем опасен?

Франшиза – это возможность начать свой бизнес не с «нуля», набивая шишки и наступая на грабли, а перешагнув некоторые этапы и получив для себя определённый «багаж» для более быстрого и безболезненного старта.
Евгения Русяйкина
Директор по развитию и владелец
Сети салонов эпиляции EpilExpert

Приобретение пакета франшизы будет полезно вам в том случае, если:

1. Он вам необходим
2. Это не пустая «обертка» в виде красивого логотипа

Что значит необходим?
Вы один из тех, кто ищет и хочет использовать чужой опыт, готовы играть по правилам игры зная, что есть определенные условия и штрафы за их невыполнение. Включаясь во франчайзинг, вы получаете уже проработанную концепцию и бизнес-модель своего будущего предприятия, изменять которую под себя будет сродни подмешиванию новых ингредиентов в проверенный рецепт – и блюдо испортите, и деньги потратите.

Поэтому, я считаю, что ПЕРВОЕ условие для франчайзи – это психологическая готовность кого-то слушать, принимать опыт и реализовывать что-то по плану.

ВТОРОЕ условие успешного франчайзинга – чтобы этот опыт и план собственно были у носителя бренда, чтобы франчайзер имел интересную концепцию, обусловленную выгодой и проверенную временем, а не сиюминутный тренд, если речь идет о вложениях и об их окупаемости. Т.к. любой бизнес должен пройти свои этапы раскрутки, роста и становления.

Желательно чтобы на условиях сотрудничества предлагались инструменты, как правильно реализовать проект: на период открытия предоставлялась «дорожная карта», при организации закупок – сметы и проверенные поставщики. Должно быть предложено решение вопроса с кадрами: либо школа по обучению, либо помощь в наборе сотрудников. И конечно, же маркетинговое сопровождение: у Бренда должен иметься ресурс для продвижения новых партнеров, БрендБук, база рекламных макетов, помощь в реализации маркетинговой концепции. Когда настанет период отладки функционирования уже открытого бизнеса, для франчайзи будет необходимо понимание бизнес-процессов, которые также должны быть переданы ему управляющей компанией.

Если вы приобретаете по договору франшизы только пользование торговой маркой без какой-либо поддержки, то будьте готовы, что это только «обертка» от готового бизнеса, а самое сложное будет дальше. И разбираться в этом придется самостоятельно.

Так что же касательно салонов красоты?
Почему бьюти-франшиз сейчас немного, и они появились только в сегментированном бизнесе: студии маникюра, барбершопы и пр.?

Полноценный салон красоты – это достаточно сложный бизнес, в котором куча факторов риска, особенно человеческих. Ушел хороший парикмахер из салона, нового не нашли – и все, имидж места, где делают хорошие стрижки растворяется. Во всем невозможно быть профи, поэтому качество только в узкой специализации.

Масштабировать можно отлаженное дело. Поэтому в более простых бьюти-сферах франшизы появились быстрее. Сложность бизнесу также добавляет обязанность лицензирования услуг косметолога и массажиста.

Поэтому, вы сейчас не найдете грамотной франшизы салона красоты, где бы предоставлялись все услуги: от стрижки, до косметолога.

Выгода - это не потраченные деньги.

Первичная выгода от франшизы в том, что предприниматель не потратит в пустую средства, которые мог бы использовать более рационально.
Давайте посчитаем что необходимо для старта:

- брендинг (создание логотипа и отрисовка макетов достаточно затратная статья если делать это качественно. Пул макетов для основных видов рекламы обойдется примерно в 50 000руб. Грамотные компании идут дальше и теперь уже норма иметь свой БрендБук, и это уже другая ценовая категория)

- основной ресурс лидогенерации (в сети сейчас висит огромное количество никчемных сайтов, на которые были потрачены деньги, а отдачи не было и не будет, и реновации они не подлежат. Чтобы сделать цитируемый он-лайн ресурс необходимо заложить в бюджет сумму около 100 000руб.)

- дизайн-проект помещения (вы выбрали локацию для открытия салона, но концепция еще или не родилась, или не оформилась окончательно, а решение об аренде нужно принимать уже сейчас. Тут и приходят на помощь профессиональные дизайнеры, которые сделают вам проект в среднем за 700-3000 руб/метр., готовьте сумму от 70 000руб. если планируете салон, а не студию. Но вот учтут ли они нормы СанПина это вопрос)

- получение заключений и лицензий на деятельность (Заключение о соответствии салона СанПину регулирует РосПотребНадзор, лицензию на косметологические услуги* выдает МинЗдрав. Помощь в подборе документов посреднических организаций начинается от 30 000руб. и доходит до 300 000 руб.)

- защита товарного знака (Вы начали работать, развили свой бренд, и недобросовестные конкуренты его копируют. Чтобы защитить свое название от посягательств вам необходима регистрация в РосПатенте. Посреднические услуги стоят, включая пошлины, около 60 000 руб., а срок регистрации около года.)

- обучение управляющего
(Салонный бизнес имеет множество нюансов в управлении и, если управленец новичок в этой сфере, не знает «кухню» и не владеет азами, можно попасть «на деньги». Обучение на курсах по управлению салоном красоты необходимо включить в статью расходов при открытии – 30-50 000руб.)

Итак, первоначальные затраты, которые можно покрыть за счет франшизы составили 460 000 руб. Но еще не затронута тема рекламы и репутации, которая часто не имеет оценки в цифрах, а зависит от таланта людей и степени их вложения в дело.

Плюс возможна экономия на оборудовании. Франчайзеры часто имеют дилерские контракты на аппараты, и партнеры сети могут покупать оборудование дешевле рынка.
Если рассматриваемая вами франшиза закрывает указанные выше вопросы и перечисленные выше пункты входят во франчайзинговый пакет, то объективная стоимость выгодного паушального взноса** - до 500 000руб. Если же франшиза включает меньше пунктов, логично, чтобы и стоимость ее была ниже.

На какую выгоду можно рассчитывать от правильной франшизы?



Вы начали работать в Сети и через какое-то время настала необходимость оплачивать счета за Роялти***. Они могут быть как фиксированные, так и в виде процентов. Средняя ставка по рынку и посильная для бьюти-бизнеса – это 5% от оборота салона. При этом на первоначальных этапах выгодны проценты, а позже – уже фикс. Хорошо если у процентов есть фикс-ограничитель выплат, максимальная ставка Роялти в рублях.

Выгодно для франчайзи если роялти включают в себя:

- лидогенерацию (например, если с сайта Сети приходят целевые клиенты – реальные звонки, записи на услуги. Ведение личного ресурса, заточенного под ваш салон с узкой локацией, обойдется при минимальных аппетитах и низкой конкуренции в 20-30 000руб. в месяц);

- участие в общих рекламных кампаниях сети (чтобы позволить себе личного директолога необходимо выделить около 40К в месяц на полноценную рекламную кампанию в Яндекс Директе и Google Ads. Если сеть предлагает участие в общей РК, то расходы могут быть снижены примерно в половину);

- пользование CRM-системой и другими сервисами (средняя цена за пользование хорошей «сиэрэмкой» - 3-5 000 руб. в месяц);

- покупка расходных материалов по цене ниже рынка (в среднем на закупки работающий салон тратит около 100 000руб. в месяц. Если сеть предоставляет корпоративную скидку или специальные цены, экономия может достигать 10-15 000руб. в месяц);

- сервисы контроля качества (тайных клиентов, контрольные закупки и аттестации специалистов придется организовывать самостоятельно, чтобы контролировать работу специалистов в салоне. Цены на такие, при обращении на аутсорс, услуги составят примерно 5-15 000 руб. в месяц);

- консультирование в бизнес-вопросах (чтобы помогать франчайзи в развитии часто прикрепляется к каждому салону свой аккаунт-менеджер или бизнес-консультант, чтобы руководитель мог обратится с решением незнакомой проблемы и получить помощь от Сети, как от «Большого Брата» по бизнесу. Это может, бухгалтерская, юридическая, помощь в решении кадровых или организационных вопросов. При условии, что помощь оказывается профессионально и учитывая частоту обращения, стоимость сторонних услуг, если искать их самостоятельно, обойдется примерно в 7-10 000руб. в месяц.)

При обороте среднего салона в 1 000 000 рублей в месяц, если сумма роялти составляет 5%, вырисовывается сумма затрат на участие во франшизе в 50 000руб., сумма перечисленных же расходов и возможной экономии составляет около 70 000 руб. Объективно выгодно, но именно при сервисном характере франшизы, т.е. когда есть за что платить.
Важно!
Необходимо также обращать внимание не только на то, что франшиза дает партнеру, но и что требует. Если в условиях вашего договора прописаны определенные поставщики и цена на их товар или услуги значительно выше рынка – это повод задуматься, т.к. здесь могут быть скрытые способы заработка управляющей компании на своих подопечных.

«Это же бизнес и ничего личного!».
Опасные пункты при заключении договора франчайзинга.

Франшиза франшизе рознь. Степень порядочности у компаний разная и доверять необходимо только договору, а не обещаниям отдела продаж.

Рекомендую обратить внимание на условия выделения территории. Какой радиус на местности будет закреплен за партнером? Где и сколько возможных соседей у вас может появится?

Один из неприятных сюжетов развития сотрудничества по франшизе для предпринимателя – это появление «под носом» второго участника сети ровно тогда, когда его бизнес вышел на хорошие показатели. Сеть же растет! Добивайтесь того, чтобы радиус вашей выкупленной территории захватывал ключевые точки скопления трафика (станции метро, ТЦ) и прилегающая территория была сначала предложена вам, как уже реальному партнеру, а второй очередью - новому участнику.

Также проследите отзывы и репутацию управляющей компании. Если бренд грешит скандалами с франчайзи, плодит себе суб-бренды (добавляет одно слово в название и продает это уже как новую Сеть, таким образом насыщая собой рынок), расторгает договора с партнерами «на ровном месте», значит эта компания не преследует цели собрать посредством франшизы стройный пул партнеров и развиваться вместе, а только лишь захват рынка. И тут уже решать вам – идти в совместную историю или нет.

Изучите как организован выход из Сети или смена локации, прописаны ли эти условия в договоре. Нет ли драконовских санкций при расторжении договора. Жизнь может внести свои коррективы в ваши планы.

Более уверенные в себе компании предлагают к заключению с партнерами Договор коммерческой концессии, который подлежит регистрации, тем самым защищая участников сделки. Менее уверенные - самые различные форматы: от лицензионных договоров, до договоров бизнес-партнерства. В любом случае анализ юриста не помешает. Срок заключения договора на франшизу должен быть не менее 3-х лет, т.к. бизнес - это не на один год.

Франшиза – это не панацея…

Но удобный сервис, который сэкономит ваши деньги и личные ресурсы при грамотном подходе. Изучайте условия и репутацию компании, общайтесь с владельцем, с уже работающими партнерами и оценивайте свои задачи и желания прежде чем открыть свой красивый бизнес «под брендом».

*в косметологические услуги (инъекционная и эстетическая косметология, а также услуги эпиляции) и массаж входят в список лицензируемых видов деятельности согласно Приказу Министерства Здравоохранения РФ от 11 марта 2013 года №121н

** Паушальный взнос – единовременный разовый платеж за вступление в сеть при заключении договора франчайзинга.

*** Роялти – ежемесячные платежи участников сети.